Как правильно установить шипованную резину
Зачем нужна обкатка новых зимних шин и как это делать?
С приходом холодного периода года, когда температура окружающего воздуха опускается до 5 °С, автомобиль следует «переобуть» в зимнюю резину. Важный момент: новые скаты после установки на колесные диски требуют непродолжительной обкатки, о чем не осведомлены многие владельцы машин. Данным автолюбителям предлагается изучить инструкцию, как правильно обкатать предназначенные для зимы шины, в том числе снабженные металлическими шипами.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.
Итак, что можно понять из данного пункта:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2018 года ограничение не действует.
- Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.
Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:
- Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.
Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:
Летние | Зимние ошипованные | Зимние неошипованные | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.
Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.
Кому может действительно нужна резина под ошиповку?
Самым выигрышным вариантом для определённых категорий является ошиповка тех шин, при производстве которых заводом закладываются отверстия для шипов, но сама установка их практически никогда не производится изготовителем.
Более того — для особых задач возможно даже значительное увеличение количества отверстий под шипы относительно заложенных производителем.
Рассмотрим и эти случаи.
Лифтованные внедорожники
Резина под ошиповку – вариант для тех, кто занимается зимней охотой, рыбалкой или джипингом. Колеса автомобилей проходят более серьезные испытания, чем городской кроссовер во время поездки в деревню.
Маршруты рыбаков, охотников и джиперов постоянно меняются. С резиной под ошиповку можно не покупать два комплекта колес, а обойтись одним: устанавливать или не устанавливать шипы в зависимости от условий эксплуатации.
Здесь мы говорим только о машинах, которые значительную часть времени проводят на бездорожье. На кроссоверы, которые обитают в городе, лучше ставить “классическую” зимнюю шипованную резину.
Шипуемые внедорожные шины
Автомобили для зимних гонок
Резина под ошиповку также необходима для автомобилей, которые участвуют в любительских соревнованиях по ралли и дрифту по льду. Чтобы показать хорошие результаты в боевых условиях, необходимо хорошее сцепление.
Но то, что идеально на снежной или ледяной трассе, плохо на асфальте. Во-первых, полиция может оштрафовать за езду на резине, которая не соответствует техническому регламенту Таможенного союза. Во-вторых, с точки зрения комфорта поездка по асфальту на раллийной резине мало отличается от гусеничного трактора.
Попробуйте прокатиться по асфальту на таких каблучках
Проживание в регионах со сложным рельефом
Практика покупки резины под ошиповку распространена в некоторых штатах США: Вайоминг, Колорадо, Нью-Мексико, Кентукки и других. Местным жителям зимой не обойтись без «шиповки».
В России в регионах Северного Кавказа, Урала, Алтая шипуемая резина распространена меньше, чем в горных штатах Америки. Во-первых, ее не купишь в первом попавшемся магазине. Чаще всего приходится везти под заказ. Во-вторых, у нас гораздо меньше мест, где можно профессионально ошиповать такую резину. Обычный шиномонтаж не подойдет. Дальше расскажем, почему.
Что будет, если не менять зимние шины вовсе?
Если ваша машина обута во фрикционную резину, то со стороны правоохранительных органов вам не грозит даже предупреждение. Официально их положено использовать только зимой (декабрь, январь, февраль), а в остальное время ездить на них можно по своему усмотрению.
Но есть наказание более серьезное – ухудшение состояния самих шин. Дело в том, что за три летних месяца вы скорее всего сотрете мягкую зимнюю резину почти полностью, так как она не приспособлена для работы в летних условиях, даже хранить ее полагается в прохладном помещении. При активном использовании в летние месяцы протектор придет в критическое состояние. За такое можно поплатиться не только деньгами (за эксплуатацию с порезами, пробитием и отслоением протектора вас точно накажут сотрудники ГИБДД), но и проблемами с эксплуатацией. Как только столбик термометра поднимется к отметке +20 о С, колеса авто начнут «плавать» уже на скорости 100 км/ч, очень плохо тормозить и управляться. Все, в конечном итоге, может закончиться печально.
Как шиповать резину на велосипед
Вариант №1: Переделка покрышки (крупный протектор)
Понадобятся:
- покрышка на глубоком протекторе
- Небольшие плоские саморезы (упаковка), в этом случае хорошо подходят короткие саморезы по дереву
1. Приобретите в строительном магазине упаковку саморезов.
2. Возьмите дрель и сверло 2-3 мм. В тех местах, в которые собираетесь установить шипы просверлите отверстия.
3. Постарайтесь вкрутить саморез под перпендикулярным углом (90 градусов) к покрышке, он не должен торчать в сторону.
- Выполняйте сразу сверление отверстия и вкручивание самореза. Когда вы сначала накрутите отверстий, а потом будете вкручивать саморезы, то поиск отверстий займет у вас много времени.
4. После этих работ армированной изолентой проклейте внутреннюю поверхность покрышки (можно в 2 слоя). Также можно использовать вместо скотча специальные антипрокольные ленты в покрышку, которые продаются в веломагазине. Они помогут защитить камеру от повреждения головками шурупов.
5. Поставьте покрышку на обод велосипеда. Будьте аккуратны во время установки — можно поранить руки.
Вывод
Если ездите на шипованной зимней резине и климатические условия требуют этого, то лучше следить за состоянием и наличием шипов на покрышке. В таком случае, желательно восстанавливать их, если нет денег каждый сезон менять комплект колес. Тем более, износ их может быть не равномерный, а одну штуку не продают, например.
Установка ремонтных вариантов продлевает срок эксплуатации покрышек, не сильно снижая свойства, заложенные заводом-изготовителем. Поэтому рекомендуется самостоятельно шиповать свои колеса.
Как правильно использовать шипованные шины
После установки шипованную резину нужно обкатать. В первое время не следует делать резких торможений — не нужно превышать скорость 80 км в чач. Через некоторое время произойдет усаживание шипов в гнездах, что уменьшит риск их вылетания. Кстати, обкатке подлежат даже те шины, в изготовлении которых была использована технология улучшенного удержания шипов.
Ограничивать скоростной режим необходимо и после установки нешипованной зимней резины. Кроме прочего, такая необходимость обусловлена наличием верхнего слоя со следами рабочей жидкости, которая осталась после пресс-формы.
Необходимость обкатки предопределяется также и психологическим фактором. После установки другого вида резины многим автолюбителям требуется некоторое время для корректировки своих навыков, и даже опытным водителям в это время рекомендуется проявлять сдержанность при вождении.
Износ шин происходит неравномерно. Этот фактор зависит от нескольких моментов:
- манера вождения;
- вид рисунка протектора;
- получаемая нагрузка;
- тип дорожного покрытия.
Если было замечено, что износ шин происходит неравномерно, рекомендуется провести рокировку колес.
Рокировка может осуществляться по нескольким схемам. Менее изношенная резина устанавливается на переднюю ось, чтобы основная нагрузка при маневрах ложилась именно на нее. У большинства полноприводных авто ведущей является именно передняя ось. Менее изношенная сторона должна находиться снаружи. При использовании направленных шин не забываем соблюдать установку по направлению движения.
В зимнее время давление в шинах вследствие сжатия воздуха падает, поэтому зимой их необходимо накачивать на 0,2 атм больше, чем летом. Этот совет актуален только в том случае, если накачка шин происходит в тепле. На улице накачивать шины нужно до отметки, которая была рекомендована производителем. Зимой давление в шинах надо постоянно контролировать и производить его корректировку после смены температуры воздуха.
Давление всегда должно быть оптимальным, так как его недостаток приводит к неравномерному износу резины и становится причиной нарушения курсовой устойчивости. Избыточное давление — причина ухудшения сцепления с дорожным покрытием на поворотах.